Три года ветеран Великой Отечественной войны Георгий Комов прикован к
постели. Самое печальное, говорит его дочь Татьяна Комова, что у него
отнялась речь, а он был очень эрудированным человеком, великолепным
рассказчиком. И ей теперь так не хватает бесед с отцом.
Незадолго до инсульта ветеран начал готовить свой фронтовой альбом, но, к
сожалению, сделал совсем немного. И среди этого немногого заметка под
названием «Мой боевой путь».
«24 мая 1942 года был досрочно призван на военную службу Каменским РВК, и с группой соклассников поплыли на пароходе в Барнаул, в неведомое… Потом поездом в Молотов (ныне Пермь).
С 15 июня (принял военную присягу) 1942-го по 19 июня 1943 года – курсант военно-морского авиационно-технического училища.
Затем до 15 ноября 1943 года проходил службу в военно-морском
авиационном училище им. Леваневского (ст. Безенчук Куйбышевской железной
дороги) в качестве механика по спецоборудованию на самолетах.
С 15 ноября по 15 июля 1944-го – вторая школа первоначального обучения
пилотов на станции Куеда Казанской железной дороги. Зачем меня и моего
друга Федю Копытина сюда направили, непонятно, так как работы по
специальности не было. Курсанты летали на ПО-2. Инструкторами были
девушки. Мы даже на летном поле ни разу не были. Я стал писать рапорты
на имя начальника училища с просьбой направить меня на фронт. Был
направлен в Кронштадт во вторую эскадрилью десятого Гвардейского
истребительного авиационного краснознаменного полка Первой Гвардейской
истребительной авиационной краснознаменной Выборгской дивизии. Командир
эскадрильи – Герой Советского Союза Александр Батурин. Летали на
истребителях ЛА-5».
Затем в феврале 1945 года Георгия Комова направили в Таллинн, где служил
он на аэродроме «Лагсберг» до марта 1946 года. Пришлось служить и в
Германии, Восточной Пруссии до 22 марта 1950 года.
«12 апреля 1950 года я снова вернулся в Камень-на-Оби, но многих моих
дружков я недосчитался. Так закончилась моя юность, и началась снова
гражданская жизнь. Тот же город, та же Обь-матушка, да только мы, волею
судеб оставшиеся в живых, вернулись совсем другими. То, что удалось
увидеть и пережить нашему поколению, не дай Бог никому».
Дочь Георгия Ивановича рассказывает, что отец постоянно вспоминал о том,
что на фронте все были настоящими патриотами и сражались с врагом,
искренне веря в победу, что на войне у них была настоящая фронтовая
семья, когда «один за всех и все за одного». Бывало, прилетают они с
боевого вылета, а под подушкой у каждого лежит сухарик, чтобы группа не
осталась голодной.
Отец ушел на фронт, по словам Татьяны Георгиевны, сразу после выпускных
экзаменов, а ему тогда не было и 18 лет. Но и он, и его друзья рвались
защищать свой народ, и слово «патриот» не было для них пустым звуком.
Они не задумываясь жертвовали своими жизнями ради спасения других.
Пример тому случай, произошедший с Георгием Комовым на одном из
аэродромов.
Механик работал рядом с самолетом И-16, когда тот сошел с козелков и
покатился по полю. Молодой человек, даже не подумав о том, что может
погибнуть, бросился к катящейся махине. Встал спиной к самолету и
задержал его движение, думая только о том, что если он будет катиться
дальше, то могут повредиться техника и погибнуть люди. Хорошо, что на
помощь подоспели коллеги. Менее спортивный и закаленный человек, говорит
Татьяна Комова, вполне мог погибнуть, сдерживая многотонный натиск, а у
отца повредилась спина, и некоторое время он провел в госпитале.
http://www.kurer-sreda.ru Галина Панчева, фото из архива Татьяны Комовой.