Борьба за собственность людей, проживающих
в санитарно-защитной зоне второго моста, достигла своего апогея: железнодорожники
больше не хотят давать «лишних» денег на переселение, а местная власть
оказалась бессильна в сложившейся ситуации. Кто защитит права наших сограждан? После публикации материала о бедах каменцев,
которым «посчастливилось» жить по соседству с масштабным, многообещающим
строительством, редакцию газеты буквально завалили письмами, звонками
с вопросами, обращениями и просьбами о помощи те, кого непосредственно
коснулась эта проблема. ДОШЛИ ДО ПРЕЗИДЕНТА И... ОБРАТНО Небольшую улочку из шести домов с таким же емким
названием «598-й километр» теперь хорошо знают не только в администрации
города: печальная история жильцов желтых бараков дошла уже до самого Президента
России. Проживая в десяти шагах от многочисленных железнодорожных путей,
под колпаком электромагнитного поля, созданного контактным проводом напряжением
27000 В, люди почему-то не попали в списки переселенцев. После многочисленных
хождений по инстанциям они все же обратили на себя внимание, но не более… Коллективное обращение о нарушении прав
граждан было рассмотрено Каменской межрайонной прокуратурой, которая с
привлечением специалистов территориального отделения Роспотребнадзора
провела проверку соблюдения санитарных норм и правил, касающихся места
расположения домов. Экспертиза показала, что уровни шума и вибрации в
этих жилых помещениях превышают все допустимые границы. В итоге на главу
города было вынесено представление о непригодности домов к проживанию
и об устранении выявленных нарушений, влекущих за собой нарушение прав
граждан. По словам Андрея Плясова, соответствующая бумага администрацией
города была направлена руководству Западно-Сибирской железной дороги.
То, что произошло позже, сторонний наблюдатель может сравнить разве что
с анекдотом. Однако жителям 598-го километра, на себе испытавшим все «прелести»
грандиозных перемен, совсем не до смеха—плакать хочется. —В считанные дни наши дома отделили от
внешнего мира трехметровым забором из металлопрофиля,—рассказывают Владимир
Синьков и Андрей Холодов, которых теперь по праву можно назвать лидерами
негласного общественного движения переселенцев в борьбе за свои права.—Отрезали
теплотрассу, ликвидировали водоразборную колонку. По поводу наших возмущений
насчет невозможности проезда спецтранспорта (пожарных машин, «скорой помощи»,
аварийной газовой службы) в случае непредвиденных обстоятельств предложили
поставить калитку: якобы, она будет закрываться на замок, ключ от которого
у дежурного по станции. Дальше было еще смешнее. Один начальник, представитель
ж/д, оценивая новенький забор, заметил: слишком высок, и дал задание отпилить
лишнее. Другой, напротив, сказал: мол, забор получился очень низеньким—«приварить»
то, что отрезали. А когда на наши проблемы решил посмотреть своими глазами
глава города, начальник Западно-Сибирской железной дороги Целько даже
не предоставил ему права голоса, всем своим видом показывая, кто на «железке»
хозяин. Ответ его был однозначным и неопровержимым: «Стояли дома десятилетиями
и еще век простоят». Придет ли теперь зимой тепло в дома несостоявшихся
переселенцев, тоже пока остается под вопросом. По поводу демонтированной
теплотрассы руководитель городского коммунального предприятия ООО «Тепло»
лишь плечами пожимает: будут деньги—будем строить новую, а пока… Люди, проживающие в десяти шагах от трагедии,
которая может произойти в любое время, не намерены оставаться здесь до
зимы, а потому изо всех сил продолжают бороться за свои права. На письмо,
отправленное Президенту России Дмитрию Медведеву, на днях они получили
ответ: их обращение передано на рассмотрение администрации Алтайского
края. Последние, в свою очередь, поручили городской власти разобраться
в проблеме на месте, уведомив о принятом решении и президента, и пострадавших.
Получается замкнутый круг, в центре которого люди со своими семьями и
проблемами. На днях стало известно, что глава города
направил письмо в прокуратуру: согласно ст. 35 Жилищного кодекса дома
по улице 598-й километр нельзя признать непригодными для жилья, поскольку
есть возможность устранения шумов и вибрации. Но каким образом? Может,
на принятие такого решения повлияло руководство железной дороги? Так или
иначе, межрайонная прокуратура, по словам ходоков-переселенцев, подобную
отписку не приняла всерьез, а это значит, что точки над i еще не расставлены. ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ?—ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС Жители девятнадцати домов по улице Громова,
Зои Космодемьянской, переулка 8-е Марта, также ставшие невольными заложниками
ситуации, связанной с переселением, не устают стучаться в закрытые двери.
В начале лета их предупредили, что дома попадают под снос, взамен предложив
нанимателям жилья муниципального фонда квартиры, а так называемым частным
домовладельцам—мизерные денежные компенсации. Народ возмущен: со строительством
нового железнодорожного моста они потеряли все, что нажито годами: —Комиссия по-разному оценила наши дома
в зависимости от площади, от 125 до 650 тысяч рублей. Купить за такие
суммы равноценное жилье в нашем городе просто нереально! В администрации
города нам сказали: «Те, кого не устраивает данная сумма, вправе отказаться
от компенсации и продолжать жить здесь, но при этом должны будут написать
заявление, что претензий к власти не имеют». —После того, как мы дружно выразили несогласие
такому решению, нам предложили изложить требования на бумаге,—рассказывает
жительница улицы Громова Ирина Абросимова. Вместе с ней в доме, оцененном
в чуть больше 200 тысяч рублей, проживают родственники—всего три семьи.—Говорят,
что железная дорога отказалась выполнить наши требования. Так что теперь,
по словам чиновников, нам следует готовиться к зимовке на прежнем месте. —Дома, о которых идет речь, попали не
в санитарно-защитную зону, а попросту были признаны непригодными для проживания,—прокомментировал
ситуацию глава города Андрей Плясов.— Оценку стоимости недвижимости производила
независимая барнаульская компания. Согласен, что суммы компенсаций достаточно
низкие, и на них равноценное жилье купить проблематично. Однако муниципалитет,
со своей стороны, не в силах изменить ситуацию. Здесь выход один—решать
проблему через суд. Ясно, что жить прямо под насыпью, как и
в непосредственной близости к железнодорожным путям, не только хлопотно,
неудобно, но и чревато последствиями как для стен, так и для их хозяев.
Люди уверены: железо нужно ковать, пока горячо, ведь после сдачи в эксплуатацию
нового железнодорожного моста вместе с прошедшим по нему первым поездом
историческим фактом станут и страсти по переселению, сопровождающие сейчас
это грандиозное строительство. Марина Литвиненко. Фото Павла Миргородского. Каменские известия
|