На последнем заседании
Каменской городской Думы вопрос о сокращении городского бюджета занял
центровое место. Почти полтора часа потратили народные избранники на
его обсуждение и дебаты. И это неудивительно, усекновению подверглись
практически все статьи расходов существующего бюджета 2009 года.
Одновременно уменьшалась и его доходная часть. В общей сложности доходы
были уменьшены более чем на десять миллионов рублей. Что за причины
подвигли городскую администрацию пойти на столь сложный и ответственный
шаг как секвестирование бюджета? Что это: проблема одного города либо
общая тенденция, присущая всем территориям? Как известно, в апреле
этого года депутаты краевого Законодательного собрания уже принимали
аналогичные решения о корректировке краевого бюджета, и также в меньшую
сторону, а на прошлой неделе депутатами краевой столицы рассмотрен
вопрос о сокращении бюджета Барнаула на 1,4 миллиарда рублей. Подобным
образом складывается ситуация и в других городах и районах Алтайского
края. Более подробно о происходящем, и главное--о том, чего нам ждать в
недалеком будущем, нам рассказал первый заместитель главы города,
председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике
Сергей Соколов. —Сергей Владимирович, что стало
первопричиной внесения изменений в бюджет города, возможно ли было
избежать данного далеко не популярного шага? —Еще в прошлом году, при принятии
бюджета, ситуация по поступлениям доходов, как налоговых, так и
неналоговых, в сравнении с сегодняшним днем была кардинально другой.
Без утайки скажу--поступления были, они шли без сбоев и по нарастающей.
Информация о мировом финансовом кризисе в тот момент воспринималась,
как что-то к нам совершенно не относящееся. Казалось, он будет бушевать
наверху, обойдя стороной провинцию. Но уже в ноябре мы почувствовали,
что кризис дошел и до нашего города. Доходы уже в том месяце упали
значительно ниже, чем, к примеру, в ноябре 2007 года. Чего, в принципе,
с учетом инфляции, непрерывного удорожания и роста цен не должно
происходить. Вот тогда мы почувствовали--дальше будет страшнее. В
течение первой половины этого года нам удавалось удерживать ситуацию по
поступлениям доходов почти по уровню прошлого года. Большую роль здесь
играет работа и плотное сотрудничество финкомитета и налоговой
инспекции. Но если доходы мы удерживаем, то с расходами это сделать
практически невозможно. Их непрерывный фактический рост ставил под
угрозу все выполнение бюджета. В данной ситуации выход был только в
одном--в изменении его. Поверьте на слово, данное решение было не из
легких и далеко не спонтанным. Просчитывали все варианты, изучали все
возможные сценарии развития событий, в том числе и наихудшие для нас.
Вердикт был один—секвестрование неизбежно. --Следующим было бы логично спросить, какие статьи расходов попали под удар? --Сразу подчеркну, нетронутыми
остались наши расходы по так называемому софинансированию с краевым
бюджетом, по которому проходит большинство ремонтов объектов социальной
сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В данных моментах было бы
нелогично их урезать. Ведь, истратив, к примеру, 11 млн. рублей
собственных средств, мы гарантированно получаем аналогичную сумму из
краевого бюджета. Сюда вошли ремонт взрослой поликлиники, реконструкция
здания под музыкальную школу, капитальный ремонт 3-й школы, ремонт
спортзала 5-й школы и еще ряд объектов. Изначально мы пошли по направлению
сокращения расходов на органы управления. Ранее краевая администрация
приняла постановление, где говорилось, что расходы краевого бюджета на
эти цели должны быть сокращены на 22 процента. У нас не было ни лишних
вакансий, ни ставок, ни раздутой заработной платы. Тем не менее мы
изыскали возможность снизить расходы на 8,2 процента. Во-первых, мы
отказались от мысли повышения с первого августа работникам
администрации заработной платы. Хотя повышение зарплаты работникам
бюджетной сферы остается в силе. Дальше были сокращены рабочие единицы,
то есть люди. Это также дало некоторую экономию. Еще одной мерой
сокращения расходов стали отпуска без содержания и сокращение статьи по
материальным затратам. Одновременно проводилась работа по
оптимизации расходов комитетов администрации. Практически по тем же
направлениям, что уже озвучены. В итоге расходы и, соответственно,
доходы мы сократили на 10 млн. 826 тысяч рублей. Кроме всего прочего, нельзя не
упомянуть непланируемое ранее направление расходов, связанное со сдачей
железнодорожного моста. Это приведение в надлежащий вид зданий,
сооружений, расположенных на станции Камень, плюс развитие дорожной
сети. С одной стороны, это тот возможный резерв, который можно было бы
использовать на цели, заложенные в бюджете, в то же время и город надо
приводить в порядок, слишком долго этой проблемой не занимались. Развитие улично-дорожной сети--это
капитальный ремонт и строительство новых дорог. На эти цели мы заложили
в бюджете 20 млн. рублей. Причем от этой суммы отказываться нельзя, так
как, израсходовав из городского бюджета более 4-х миллионов рублей, мы
получаем 15 миллионов краевых. --В продолжение темы по статьям
расходов. Во время заседания Думы депутат Павел Рудавин высказал
озабоченность по поводу сокращения финансирования социально значимых
программ. Насколько тяжело это давалось? --Сокращение каждой статьи давалось
нам с трудом. К примеру, как можно сократить питание в школах и
дошкольных учреждениях, как сократить льготный проезд, предоставляемый
администрацией ребятишкам. Но мы тоже не с великой радости предлагаем
радикальные изменения бюджета. Изначально понимали, что депутатским
корпусом они будут восприняты без особого энтузиазма. Но я говорил на
Думе и сейчас повторю—жить надо по деньгам. При разработке бюджета 2009
г. они у нас были, и мы принимали городские целевые программы--22
штуки. Практически все они в какой-то степени финансируются. Но мы
провели их корректировку. Да, приостановлена программа по борьбе с
туберкулезом, но не закрыта. При появлении средств мы к ней вернемся.
Не тронута программа "Жилье молодым" по обеспечению жильем молодых
семей, поскольку здесь опять же завязаны городской, краевой и
федеральный бюджеты. Как это далось? Очень тяжело, но никто за нас эти
проблемы решать не стал бы. И на том заседании можно было бы еще
несколько часов дискутировать, только бюджет от этого полнее бы не стал. --На том же заседании ваш заместитель
Татьяна Эмих озвучила цифру, что "план" сокращения, предложенный краем,
составляет 20 процентов. На сегодня сократили на 10%. То есть точка еще
не поставлена? --Да, краевой документ гласит о
сокращении расходов на 22%. Мы сократили на 8,2% по органам управления.
В суммарном выражении на 10 млн. рублей. В мае край рекомендовал
увеличить эту сумму еще на 10-12 млн. рублей. Это второй этап
сокращений, пути реализации которого я пока не вижу. Причина
одна—утягивать пояс дальше просто некуда. Сегодня несколько наших предприятий
вроде бы задышали полегче. У кого-то пошли сезонные поставки,
увеличивается реализация. Но с теми, кто завязан на бюджете, идет
пробуксовка. Если ситуация резко не улучшится, мы будем вынуждены еще
раз возвратиться к вопросу сокращений. Но это тупик, из которого,
повторюсь, я выхода не вижу. --Вы общаетесь с коллегами с других
территорий, с представителями властных структур края, то есть как никто
другой в курсе происходящего вокруг. Если смотреть на ситуацию реально,
то понятно, что резкого улучшения не предвидится. Но виден ли хотя бы
просвет? --Пока нет. У моих коллег в других
муниципалитетах ситуация не лучше… Сегодня вся городская инфраструктура
работает. Услуги оказываются, ремонты идут и т. д. Но большинство
предприятий работают в долг, значит, вытягивают свои резервы. Многие
работают за честное слово. Глава ведет переговоры с руководителями,
предпринимателями, убеждает, что нельзя процесс останавливать, нужно
работать дальше. Пока получается, пока… Но если бы все уговоры были бы
подпитаны деньгами, было бы приятней всем сторонам.
|