Газета «Алтайская правда» опубликовала сегодня материал, посвященный
проблемам речников – «Вдоль да по речкам». Предлагаем вам познакомиться
с этим материалом. Автоперевозчики снизили цены и теснят речников, которые едва сводят концы с концами На днях началась навигация на судоходных участках алтайских рек.
Первые баржи с песком и щебнем пошли от Камня-на-Оби в Барнаул. Между
тем перевозчики далеки от оптимизма: план на этот сезон вдвое ниже
прошлогоднего. Внизу есть где развернуться По словам главного инженера «Барнаульского района водных путей и судоходства» Владимира Потапова,
алтайские реки очень сложны для перевозки грузов. Русло сильно изрезано
и каждую неделю может менять свое направление. Особенно напряженный
участок от Быстрого Истока. Перевозчикам работать в верховьях
малоприбыльно. Воды к концу лета обычно не хватает, приходится
использовать баржи малой грузоподъемности, да и те не удается заполнить
под завязку. В таком случае, да еще на короткие расстояния, трудно
конкурировать с автотранспортом, который везет груз до места назначения
без перевалки. В прошлом году грузовая навигация в верховьях закончилась по этим
причинам уже в августе. Другое дело - нижняя Обь. Там есть где
развернуться. И глубины хорошие, и заказчики солидные: можно
формировать караваны из девяти вместительных барж и управляться с
помощью одного буксира. Неслучайно алтайские перевозчики стараются
найти заказы на доставку песка и гравия в Новосибирской или Тюменской
областях. Клиенты сворачивают работу Гендиректор ООО «Алтайречфлот» Александр Крук
говорит, что последние несколько лет рынок речных перевозок на Алтае
рос. В частности, работникам его предприятия в прошлом году удалось
перевезти особенно много грузов - 600 тыс. тонн. Но концовка навигации
оказалась неудачной: часть клиентов не смогла рассчитаться, это
породило серьезную дебиторскую задолженность у речников. Правда,
потребители строительных материалов из Тюменской области потихоньку
возвращают деньги. Местные же МУПы, закупавшие щебень для строительства
барнаульских дорог, не торопятся. «На наши просьбы в администрацию Барнаула повлиять на должников
нам посоветовали успокоиться и приготовиться ждать денег до 2011 года, - возмущается Крук. - У нас коллектив 600 человек. Меня таскают по прокуратурам за невыплату зарплаты». Теперь с барнаульскими МУПами гендиректор «Алтайречфлота» если и согласится работать, то только на условиях предоплаты. И все-таки Александр Александрович считает, что прошлый сезон
сложился в целом удачно. Нынешний же начался с трудностей. Всю зиму
работали по три-четыре дня в неделю, а с 1 мая, чтобы избежать
сокращений, пришлось понизить зарплату на 20%. Крук объясняет такое решение резким сокращением заказов со стороны потребителей песка, щебня, гравия, угля. «Объемов на севере нет, предоплаты нет, клиенты сворачивают
работу. Мои бывшие покупатели стоят, ждут, когда бюджет
Ханты-Мансийского округа с ними рассчитается», - рисует невеселую картину перевозчик. Не складываются пока отношения с Бийским песчано-гравийным карьером
(дочка ОАО «Стройгаз»). В прошлом году на это предприятие приходилось
четверть объемов перевозок «Алтайречфлота», причем щебень можно было
брать с рассрочкой платежа. Теперь карьер соглашается отпускать свою
продукцию только после ее оплаты. Директор БПГК Виктор Голубь объясняет свою несговорчивость кризисными явлениями в экономике. Основные потребители щебня - строители резко сократили объемы работ.
Добычу щебня на карьере придется уменьшить в десять раз. Естественно,
при таком раскладе для перевозки продукции по реке хватит и собственных
четырех судов. «Хотя бы своих обеспечить работой», - говорит Виктор Анатольевич. В БПГК так же, как и в «Алтайречфлоте», воздержались от сокращения
работников, загрузив их ремонтом и подготовкой флота к навигации. Голубь называет еще одну причину, по которой он отказался от
сторонних услуг водного транспорта, предпочтя ему автомобильный. После
падения цен на топливо автоперевозчики снизили стоимость своих услуг на
60 %, а речники оставили свои тарифы на прежнем уровне. Таким образом,
стали неконкурентоспособны. Последним надо либо сокращать издержки, которые и так уже на
минимуме, либо отказываться от работы в верховьях водных артерий края. «Из Камня до Барнаула или Новосибирска судоходные условия лучше,
чем у нас в верховьях Оби, там баржи можно грузить больше,
соответственно и себестоимость перевозок ниже», - объясняет Голубь. Одни мешают, другие идут навстречу В «Алтайречфлоте» заказов на этот сезон набрали только на 300 тыс.
тонн. В основном транспортировка песка и гравия от Камня-на-Оби вниз до
Новосибирска и вверх до Барнаула. И в них половина расчетов бартером,
то есть строительными материалами и квартирами, ликвидность которых в
настоящее время невысока. А тут еще контролирующие органы не вовремя проявляют излишнее
рвение. Каждое ведомство норовит штрафы и предписания выписать,
выполнение которых тоже стоит средств. Особенно выделяются «санитары». «Настолько сложно с нашим Роспотребнадзором стало работать.
Доходит до того, что их работник берется нам устанавливать район
плавания. Это же не их компетенция, - недоумевает гендиректор «Алтайречфлота» и приводит в пример новосибирцев: - Там улыбки на лицах, а в Барнауле относятся к флоту как к врагам». Тем не менее, Александр Александрович рук не опускает. «Возьму кредит и буду торговать щебнем», - не сдается Крук. Благо банк идет навстречу и предлагает дешевые по нынешним временам займы под 18,5 %. Опасаясь жесткой конкуренции На Оби занимается перевозками около 400 компаний. Несколько десятков
из них зарегистрированы в Алтайском крае. Среди наиболее крупных
грузоперевозчиков можно выделить «Алтайречфлот» и «Бийский речной порт»
- родственные предприятия, в свое время выделившиеся из состава
Западно-Сибирского речного пароходства и до сих пор арендующие у него
плавсредства. Государство также представлено на этом рынке
подразделением Минтранса - «Барнаульским районом водных путей и
судоходства». Основная задача этого госпредприятия - обеспечение
условий судоходства. Однако и зарабатывать грузоперевозками ему не
запрещено. По отзывам руководителей компаний, высокой конкуренции между ними
нет. В прошлом году они даже привлекали частично флот друг друга, если
находили крупный заказ. В этом сезоне каждый «забился» в свою рыночную
нишу и потихоньку ест свой хлеб, никого не приглашая в помощники. До
открытого противостояния дело еще не дошло. Понимают, что практика
агрессивного передела рынка может погубить как проигравших, так и
победителей. ПолитСибРу
|