Проблема многострадальческих переселенцев в
связи со строительством второго железнодорожного моста уже набила
оскомину—так много людей оказались ущемленными в своих правах с момента
возведения стратегически важного для всей страны объекта на каменской
земле. Масштабная стройка уже внесла коррективы в жизнь маленького
городка: одни получили работу, другие—новое жилье, а кто-то потихоньку
теряет то, что нажито годами. Как бороться с произволом тем, от кого
чиновники хотят отгородиться пустыми речами и трехметровым забором?
В списках не значатся
Улицу
с кратким названием «598-й километр» знают немногие— всего каких-нибудь
шесть домов, пробраться к которым не так-то просто. По ухабистой
Гвардейской, петляя между гаражей, мы, наконец, прибыли в пункт
назначения: вот они, желтые бараки железнодорожников, построенные в
далекие пятидесятые годы. Через десять шагов—многочисленные
железнодорожные пути, по которым со скоростью 60 километров в час
практически один за другим мчатся поезда. Когда-то здесь был парк
технического обслуживания, где «отдыхали» составы, готовясь к рейсу.
Местные жители никогда особо не жаловались на условия обитания, хотя
жить и раньше было тяжело: в нескольких шагах от домов проходит
контактный провод, высоковольтная линия напряжением 27000 вольт,
создающая вокруг сильнейшее электромагнитное поле. Но человек ко всему
приспосабливается—в том числе и к вредным условиям проживания.
Настоящая беда пришла со строительством второго железнодорожного моста.
Парк закрыли, а поезда начали ходить так часто и так быстро, что через
год стены в домах не выдержали и стали давать трещины. Тяжелая
строительная техника раздавила теплотрассу, сломали огороды, а когда
мимо проходит очередной состав, все начинает ходуном ходить. Поначалу,
выдерживая терпеливую паузу, люди заняли выжидательную позицию,
уверенные в том, что их дома подлежат теперь сносу: там, «наверху»,
тоже ведь не дураки сидят—наверняка понимают, что в десяти шагах от
железнодорожных путей (не от насыпи!) жить невозможно. Однако со
временем дом «с оленем» заселили, уже готовятся к сдаче нового моста в
эксплуатацию, а до жителей 598-го километра дело так и не дошло. Вот
тут и забили жильцы тревогу: почему они не попали в так называемую
санитарную зону? Началось хождение по инстанциям. Как оказалось, об их
проблемах в городе ни сном ни духом не ведают! —Как же так?—возмущаются жители маленькой улицы.—Готовясь к приемке
нового моста, облагораживают и приводят в порядок все, что встретится
на пути следования высокопоставленных гостей: здание вокзала «одели» в
красивый фасад, вокруг поставили шумозащитные экраны, около миллиона
рублей ушло только на то, чтобы «нарядить» станционную котельную в
сайдинг, последним «обшили» даже цистерны с горючим. А нас хотят
отгородить от движения поездов лишь трехметровым металлическим забором.
В последнее время в Камень зачастили представители администрации
Западно-Сибирской железной дороги: когда они проезжают на поезде через
598-й километр, охранники спешат поскорее разогнать детей и взрослых по
домам, от глаз подальше—для чего? С целью обеспечения безопасности
или...? Несколько лет назад железная дорога передала бараки на баланс
муниципалитета. Однако жильцам невдомек, почему управляющая компания
теперь отказывает им в выдаче справок с места жительства—быть может, их
домов на самом деле уже не существует? —Со своими проблемами мы побывали на приеме у главы города, написали
жалобу в прокуратуру,—говорит житель одного из домов 598-го километра
Владимир Синьков.—Теперь ждем заключения, которое должны выдать
специалисты службы Роспотребнадзора, касаемо уровня шума и вибрации.
Если будет нужно, пойдем дальше. Мы понимаем, что со строительством
моста проблемы возникли не у нас одних. Но не хочется, чтобы власти
обратили на нас внимание лишь тогда, когда случится непоправимое:
кто-нибудь попадет под поезд или обрушится барак—поздно будет... А кому
сейчас
легко?
Надо
признать, что в подобной ситуации, действительно, оказались многие
жители нашего города, живущие по соседству с полотном железной дороги.
Одни из них, вошедшие в список первоочередных переселенцев, так и
остались не у дел, то ли по причине слишком завышенных требований, то
ли из-за нежелания прежней власти предоставить людям положенное.
Другие, по всем правилам и нормам вошедшие в стометровую санитарную
зону, вовсе оказались забытыми в тени железнодорожной насыпи и до сих
пор ждут своего «звездного часа». Их жилье во время сильных дождей и
таяния снега поливают грязные потоки, стекающие вниз с насыпи,
подъездные пути загораживают вырубаемые дорожниками деревья и
кустарники. Про шум, на который жалуются жители домов по улице Громова,
расположенных в нескольких метрах от стройки, и говорить нечего. Из
года в год они безуспешно обивают пороги всевозможных инстанций:
прокуратура на их заявления дает положительные ответы, мол,
действительно живут люди в санитарно-защитной зоне и должны быть оттуда
переселены. Их неоднократно посещали работники БТИ, замеряли,
считали—но на этом обычно все и заканчивалось. По словам старожил,
дома, как по одну, так и по другую стороны насыпи, были определены под
снос еще во время строительства первой линии, но прошло уже более
полувека, а воз и ныне там. Проблемами многострадальных каменских
переселенцев заинтересовался уполномоченный по правам человека Юрий
Вислогузов, посетивший наш город около месяца назад. Из восьмидесяти
граждан, побывавших у него на личном приеме, значительная часть
обратилась по вопросам, связанным с переселением из санитарно-защитной
и зоны строительства моста. Уполномоченный по правам обещал разобраться
и взять ситуацию под личный контроль. Мост строится, а люди как жили,
так и живут, многие уже без надежды на лучшее будущее. Однако их крики
о помощи из-за шума проходящих поездов не слышит или не желает слышать
руководство Западно-Сибирской железной дороги. Может, администрация
города отреагирует на сигналы «SOS»—ей до своих сограждан, вроде,
поближе?... Что думает по этому поводу глава?
—Будет ли переселение из санитарно-защитной зоны и когда?—этот
вопрос был задан корреспондентом «Каменских известий» главе
администрации города Андрею Плясову на прошедшей недавно
пресс-конференции. —Последнее, на чем остановились специалисты,
взвесив все «за» и «против»,—в так называемую санитарную зону войдут
дома, расположенные на пятидесятиметровом расстоянии от железнодорожной
насыпи. В список новых переселенцев попали хозяева 19 жилых застроек.
Сейчас там работает комиссия, на основании результатов обследования
которой готовится соглашение о сотрудничестве с руководством железной
дороги в плане отселения жителей из санитарной зоны. Тем, кто имеет жилье в собственности, будут предложены компенсационные
выплаты, а дома признаны непригодными для проживания. Нанимателям
муниципального жилья взамен будут предложены квартиры в рамках
законодательных норм, касающихся муниципального жилого фонда. Со своими проблемами, связанными с грандиозным строительством, с
запуском дополнительного пути, ко мне обращались жители станционного
поселка. По их словам, дома, где они проживают, подвержены повышенной
вибрации и шуму. На этой территории в ближайшее время специалисты
службы Роспотребнадзора произведут все необходимые замеры. Если
нарушения установленных норм все же удастся выявить, мы будем
определяться с руководством железной дороги в плане проведения
соответствующих мероприятий по переселению с данного участка. Все
вопросы, связанные с переселением, в обязательном порядке должны
решиться до праздника в честь сдачи в эксплуатацию нового
железнодорожного моста. —Где администрация города возьмет столько жилья, чтобы хватило на переселенцев? —Часть
будет приобретена на вторичном рынке. В настоящее время прорабатываются
и другие варианты, о которых я раньше времени говорить не стану. Марина Литвиненко. Фото Павла Миргородского. Каменские Известия
|