В связи с презентацией в Госдуме губернатором Александром Карлиным
проекта комплексного развития алтайского Приобья стали появляться
публикации о том, какие экономические проекты, касающиеся Алтайского
края, существовали в прошлом, и какая их постигла судьба. В частности, Олег Боронин
вспомнил так и не реализованную идею строительства на Алтае
автомобильного завода. Хотелось бы рассказать об этом несостоявшемся
начинании чуть подробнее. В конце 1960-х годов в СССР стала ощущаться нехватка грузовых
автомобилей, особенно мощных, способных перевозить от 8 до 20 тонн.
Рассматривались разные варианты размещения нового предприятия.
Действительно, в Камне-на-Оби, точнее на правом берегу Оби, мог быть
построен завод, который потом стал известен как КАМАЗ. Евгений Ерофеевич Парфенов,
возглавлявший Каменский горком КПСС с 1961 по 1988 год, рассказывал
мне, что рассматривались два варианта размещения завода – Алтайский
край и Татарстан. Алтай, по словам Парфенова, был предпочтительнее, так как имелось
все необходимое: большая свободная площадь на правом берегу Оби, сама
река, железная дорога. На противоположном от Камня берегу мог вырасти
новый город. Парфенов рассказывал, что в конце 1960-х годов из Москвы приезжала
большая делегация, решение, вроде бы, было принято, а потом, по словам
Евгения Ерофеевича, «Татарстан перебил», и завод решил строить там.
Строительство началось в 1970 году. А уже в 1976 году с конвейера в
Набережных Челнах сошел первый КАМАЗ. Первый секретарь крайкома КПСС Александр Георгиев
строительство автозавода на Алтае, вроде бы, и поддерживал, но склонить
руководство страны к размещению предприятия в крае то ли не смог, то ли
не захотел. Георгиев считал, что главное в Алтайском крае – сельское хозяйство,
и строительство промышленного гиганта приведет к оттоку из деревни
большого количества людей. Безусловно, строительство в регионе автомобильного завода дало бы и
промышленности, и в целом экономике края мощный импульс. Сегодня КАМАЗ
– крупнейшая автомобильная компания России, на ее предприятиях до
кризиса было занято около 60 тыс. человек.
ПолитСибРу
|